«Разве это жизнь??» В Челябинском театре драмы — премьера спектакля «Под одной крышей»

0
509

Пьесу Людмилы Разумовской о нелегкой женской судьбе поставила 23-летняя Дарья Догадова

«Разве это жизнь??» В Челябинском театре драмы — премьера спектакля «Под одной крышей»

Непонятно. То ли это чердак, то ли мансарда. То ли крыша, то ли времянка, то ли дом. Но вот железная кровля, по ней босиком крадется девочка в лосинах, перелезает через ограждение, прыг! — в кроватку, чтобы никого не разбудить. Так начинается спектакль «Под одной крышей» в Театре драмы, премьера которого на Малой сцене Челябинского театра драмы состоится сегодня, 18 марта.

Это первая большая работа 23-летней Дарьи Догадовой, режиссера, выпускницы Новосибирского театрального института. Даша ставит пьесу Людмилы Разумовской уже второй раз: первая постановка была студенческой работой, но на сцене профессионального театра — Новосибирского драматического.

Сюжет этой пьесы, разумеется, известен, а даже если неизвестен, то ментально близок любому советскому человеку, не только женщине. Вечная история о том, как в одном доме живут три поколения женщин: бабушка, мама и дочь. Горький бабий век послевоенных семей без мужчин: первого убило, второй был прогнан, а третьего и на пороге трудно вообразить. И никуда друг от друга не деться.

«Разве это жизнь??» В Челябинском театре драмы — премьера спектакля «Под одной крышей»

 

Три девицы, трое ближайших родственников, три разных поколения вынуждены сосуществовать в крошечной квартирке, натыкаясь друг на друга локтями и подробностями, раздражая и страдая. Бытовая безысходность, трагедия женской судьбы — Разумовская создала мир, узнаваемый до интонаций, до реплик, до пауз. Который, казалось бы, прочно пришит к советской жилищной системе, где не было ни финансовых, ни правовых возможностей отделить свое жизненное пространство.

Казалось бы, нет Советского Союза — и история устарела. Можно не мучить друг друга физическим присутствием на каждом квадратном метре. Но пьеса, конечно, не об этом. И Дарья Догадова, которая Советский Союз в силу молодости не застала, это почувствовала.

«Разве это жизнь??» В Челябинском театре драмы — премьера спектакля «Под одной крышей»

Валентина, средняя из женщин (актриса Алла Несова), ходит по дому в пижаме бирюзового цвета. Она обнимает подушку, потому что ужасно страдает. Жизнь проходит мимо. Она мечтает о своей норе, чтобы забиться туда и чтобы никого. Она связывает огромные надежды с телефоном: вот поставят телефон (надо объяснять, что это значит?), и тогда ее неказистая личная жизнь наладится. При всей глубокой непридуманной драме этой судьбы, Алла Несова делает героиню бесподобно трагикомической, не хватает только рюшечек. Ее взбалмошность, романтические умозаключения и катастрофические переживания публика встречает, сочувствуя и хохоча одновременно. Это кайф.

«Разве это жизнь??» В Челябинском театре драмы — премьера спектакля «Под одной крышей»

Бабушка (заслуженная артистка России Татьяна Скорокосова) курит в форточку, пока никто не видит, тащит весь дом, и всю жизнь положила вот на это на все, на ковры и хрусталь. Фронтовичка, вдова. Без нее все развалится. Она цемент и бетон, но умилительно хрупка и тоже комична. Их с дочерью диалоги из хрестоматийных взаимных обвинений сделаны смешно и горько.

И девочка (актриса Анастасия Павлова), порывистая, 17-летняя. Она влюбилась и сообщает, что счастлива. И беременна. Но он женат. Как хотите, но это и завязка, и кульминация, и развязка. Осуществляется неотвратимый сценарий для каждой из женщин: одиночество и душераздирающая зависимость друг от друга.

«Разве это жизнь??» В Челябинском театре драмы — премьера спектакля «Под одной крышей»

Молодой режиссер вместе с художником-постановщиком Константином Михайловым сочинили дом-гнездо на крыше, откуда шаг до края. И героини по очереди, в моменты крайнего напряжения, делают этот шаг, замирая перед пустотой.

— Мне хотелось довести место действия до метафоры. Они живут на краю крыши. Они доводят друг друга до грани, до нервного срыва, до края. И кажется, вот она свобода, летай! Сделай шаг! Но… Знаете, есть потрясающий фильм Брессона «Приговоренный к смерти бежал» о том, как осужденный человек может сбежать, вот она, открытая дверь, вот возможность. Но страшно. Так и здесь, у Разумовской. Страх, привычка, привязанности держат, не дают выйти в полет. Зависимость друг от друга делает их несчастными. И счастливыми,  —  объясняет свой замысел Дарья Догадова.

Молодой режиссер почувствовала в прекрасном тексте Разумовской чеховский нерв и чеховскую абсурдность. Она увидела сюрреалистическое замкнутое пространство — и неважен советский антураж — в котором три близких человека, обреченных друг на друга, любят и мучаются, и никуда им не деться, в какой бы огромной квартире они ни жили, а хоть бы даже и в разных домах. Им необходимо быть нужными и страдать от несбыточности мечт, просто потому что так все устроены.

«Разве это жизнь??» В Челябинском театре драмы — премьера спектакля «Под одной крышей»

Режиссер Дарья Догадова

— Это не только про несчастных женщин, и не только про женщин вовсе. И не только про одиночество. Это ад за закрытыми дверями, как у Сартра. Эта пьеса о том, как мы связаны, как влияем друг на друга, как не прощаем или прощаем. От каких случайностей зависит человеческая жизнь. Этим пьеса и прекрасна — ее можно раскручивать и в эту сторону, и в другую, дальше от быта, и выше. И выходить в открытое небо,— объясняет Дарья Догадова.

Послевкусие на вечер после спектакля мы вам обещаем.