Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

0
271

Продукция челябинского научно‑исследовательского института может задать нужные вопросы любому воздушному судну

Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

Показать еще 2 фото

От приборов челябинского НИИИТ-РК зависит, выпустят ли диспетчеры в небо гражданские самолеты и найдут ли свою плавучую базу поднявшиеся с авианосцев боевые машины. Проверка самолетных ответчиков, изготовление систем управления воздушным движением для гражданских аэропортов и военных кораблей и, кстати, успешное импортозамещение — все это о работе АО «Научно-исследовательский институт по измерительной технике — радиотехнические комплексы имени Александра Брейгина».

Подпрыгиваем реже, чем коллеги

Чем больше против России вводится санкций, тем громче звучат речи о необходимости максимального импортозамещения. Особенно — в оборонно-промышленном комплексе. Генеральный директор челябинского АО НИИИТ-РК Дмитрий Брейгин с гордостью констатирует: из пяти тысяч критически важных для производства основного изделия деталей импорт составляет не более 130 наименований.

Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

«Мы с 2014 года плотно занялись импортозамещением, и вот результат: из-за проблем с поставками мы подпрыгиваем на порядок реже коллег. Сейчас в институте вообще сформирован полный производственный цикл — от разработки до воплощения в железе. И речь не только о комплектующих: у нас многие изделия — штучные, и внешнюю работу можно доверить только проверенным подрядчикам. Например, у нас уже много лет выстроена успешная кооперация с Кыштымским радиозаводом», — объясняет Дмитрий Брейгин.

Морская душа челябинской радиотехники

«Штучные» изделия челябинского института востребованы в самых разных сферах (и стихиях). Комплекс управления, навигации и посадки от НИИИТ-РК установлен, например, на российском тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». На фото корабля, на самом верху его надстройки, можно разглядеть широкий белый цилиндр. Это и есть антенный модуль комплекса МПК-15. На снимке он смотрится, может, и несерьезно. В реальности, по словам директора по производству института Евгения Горбунова, диаметр этой «шайбы» — больше восьми метров.

Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

«Комплекс обеспечивает навигацию авиации в районе нахождения корабля: управление взлетом и посадкой, полное сопровождение летательного аппарата. Если проще, то это начинка целого аэродрома: азимутальный дальномерный радиомаяк, диспетчерский и первичный радиолокаторы, посадочный радиолокатор, курсо-глиссадная система посадки. Только вот аэродром еще и плавает. Есть и не такие крупные комплексы, их ставят на корабли, несущие вертолеты», — объясняет замдиректора по тематике Андрей Марков.

Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

У плавучего аэродрома своя специфика: ведь та же взлетно-посадочная полоса не только движется вместе с кораблем, но и качается. Поэтому антенные системы НИИИТ-РК устанавливаются на специальные платформы, по принципу напоминающие системы стабилизации танковых орудий: какая бы ни гуляла волна, аппаратура сохраняет нужное положение.

Челябинские навигационные системы, кстати, востребованы не только российским ВМФ: четыре комплекса закупила в разные годы Индия. Два работают на индийских авианосцах, один используется на земле в учебных целях. Еще один авианосец Индия собирается закладывать в ближайшее время.

Тестер для истребителя

Отдельное направление работы НИИИТ-РК — контрольно-проверочная аппаратура для бортовых ответчиков самолетов. Ответчик, по словам Андрея Маркова, передает диспетчеру информацию о состоянии машины: координаты самолета, скорость, высоту, запас топлива… Разве что не сообщает, почему у пилота болит голова.

Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

Дорогостоящую военную технику постоянно нужно проверять. И на всех предприятиях, занимающихся производством и ремонтом военных самолетов, во всех технико-эксплуатационных частях подразделений Воздушно-космических сил РФ используются приборы, разработанные и произведенные в Челябинске. В ноябре, кстати, на авиаремонтные заводы и в боевые части НИИИТ-РК отгрузил очередную крупную партию своих ПС16-521М2: идет специальная военная операция, спрос на «тестеры» (или, выражаясь на языке технарей, «имитаторы запросных сигналов радиолокаторов») вырос в разы. Дмитрий Брейгин прикидывает, что оборот предприятия по этому направлению за год составит порядка 100 миллионов рублей.

«Прибор имитирует работу вторичного локатора: задает запросный сигнал, самолетный ответчик должен ответить в четырех диапазонах. На каждый запрос самолет должен отвечать определенной комбинацией. ПС входит в комплект поставки любой партии военных самолетов с завода, неважно, один истребитель отправляется в войска или десяток. А поскольку техника для армии, то и запас прочности у нее соответствующий: приборы работают при любой температуре от −50 до +50 градусов, под дождем и снегом», — объясняет Андрей Марков.

«Крона» для Кургана

В НИИИТ-РК работают не только с армией и флотом: системы навигации нужны и в мирной жизни. Сейчас институтские разработчики готовят к сертификации модернизированный вторичный локатор «Крона». По словам Дмитрия Брейгина, это как раз то изделие, которое, будучи установлено на аэродроме, взаимодействует с самолетным ответчиком.

Разговор с самолетом, или Навигация по‑челябински

«Благодаря „Кроне“ диспетчер в пункте управления видит все самолеты в радиусе 400 километров и сразу получает весь расклад по машинам: остаток топлива, скорость судна, азимут, состояние механизмов самолета. А в модернизированной модели введен современный, адресный, более точный режим работы», — уточняет Евгений Горбунов.

В челябинском аэропорту Курчатов, кстати, работает как раз «Крона» образца пяти-шестилетней давности. А новую модель предполагается испытывать в Кургане, и, возможно, там и новая «Крона» и будет размещена: аэропорт соседнего региона современным оборудованием до сих пор похвастаться не мог.