По оценке экспертов ассоциации, вклад Интернета в экономику России в 2019 году составил 6,4 трлн руб.
По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций, вклад Рунета в экономику России в 2019 году составил 6,4 трлн руб. Авторы исследования отмечают, что в период с 2016-го по 2019 год темпы роста составили 15–20%. Презентацией исследования 15 апреля стартовал Российский интернет-форум, который в этом году проводится в дистанционном формате. С апреля по сентябрь на платформе РИФ.онлайн пройдет более 100 онлайн-секций — мастер-классов, презентаций, лекций, вебинаров и круглых столов.
По оценке аналитиков, при умеренном развитии кризисного сценария темпы роста объема рынка Интернета составят 6–10% за счет первого и четвертого кварталов 2020 года. При негативном сценарии темпы роста составят от 0 до 5% с отрицательной динамикой для некоторых сегментов.
Наиболее крупный вклад в экономику Рунета вносит сектор электронной коммерции. Его объем в 2019 году составил 4,172 трлн руб., из них 1,295 трлн — онлайн-ретейл, 1,339 трлн — рынок электронных платежных услуг, 808 млрд — рынок онлайн-услуг (такси, каршеринг, доставка еды, продажа билетов), 730,3 млрд руб. — онлайн-покупка туров. По оценке РАЭК, по «первоначальному» сценарию к концу года темпы роста электронной коммерции в России могли увеличиться на 18%, до 4,912 трлн руб. Однако с учетом пандемии темпы роста составят всего 6%, объем сегмента достигнет 4,426 трлн руб.
В связи с распространением вируса аналитики ожидают перебоев с поставками товаров из зарубежных магазинов и повышения их стоимости, падения количества заказов и величины среднего чека в категориях «одежда и обувь», «товары для отдыха и путешествий», «бытовая и аудио- и видеотехника» и др.
В то же время переход на удаленную работу привел к резкому увеличению спроса на онлайн-заказы. Наибольший рост наблюдается в таких товарных категориях, как продукты питания, электронная и бытовая техника (в частности, ноутбуки), аксессуары для работы из дома, товары для детей.
Объем рекламного рынка в Рунете по итогам 2019 года достиг 314 млрд руб., из которых 194,6 млрд руб. пришлось на контекстную рекламу. С учетом пандемии ожидается, что объем этого рынка вырастет на 10% вместо 18%, которые предусматривались первоначальным прогнозом. Прогнозируется отказ от рекламных размещений либо перенос рекламных кампаний на более поздние сроки, отказ от экспериментов с рекламными форматами, переориентацию бюджетов на более дешевый инвентарь.
Еще 126,8 млрд руб. в общем объеме экономики Рунета в 2019 году приходилось на инфраструктуру. Без учета пандемии этот сегмент должен был вырасти на 20,7%, но теперь ожидается, что по итогам года он достигнет 137 млрд руб., что на 8% больше показателя 2019 года. Долгосрочные проекты по развитию инфраструктуры будут свернуты, снизятся доходы регистраторов доменов из-за невозможности клиентов оплачивать их услуги и дополнительные издержки в связи с реализацией регуляторных требований, говорится в исследовании. В то же время из-за массовой самоизоляции операторы отметили рост трафика фиксированной связи на 10–30% по сравнению с обычными рабочими днями 2020 года.