Шесть тысяч обитателей лагеря произвели за первые четыре месяца 2019 года 28 тысяч кубометров отходов
В МДЦ «Артек» зафиксирована аномальная выработка отходов: за первые четыре месяца 2019 года шесть тысяч жителей и гостей центра произвели более 28 тысяч кубометров мусора. Почти столько же «остается» от 50-тысячной Алушты.
Общественники предполагают, что нормы намеренно завышаются, так как за вывоз отходов платят напрямую из федерального бюджета ООО «Славянская гавань».
По словам блогера Александра Талипова, согласно актам выполненных работ, из МДЦ «Артек» за 4 месяца (январь-апрель) было вывезено: из контейнеров объемом 1,1 м³ — 4745,1 м³, из контейнеров объемом 8 м³ — 23100 м³, а всего 27845,1 м³ мусора. Сбор из контейнеров 1,1 м³ осуществлялся ежедневно мусоровозом, крупногабаритных отходов из контейнеров объемом 8 м³ — бортовым грузовиком с объемом кузова 20 м³.
Для того, чтобы обработать такие объемы, необходимо не менее 1270 машин или около 10 рейсов в день.
«Славянская гавань», принадлежащая ростовскому бизнесмену Дмитрию Кочкину, заключила контракт с «Артеком» на 63 млн рублей. Мусор вывозят на полигоны Севастополя, Белогорска и Феодосии. Однако данные вызывают сомнения: рентабелен вывоз за столько километров и законно ли отправлять отходы в Феодосию, где свалка уже в 2015-м была заполнена на 70%, но так и не имеет статус полигона.
С 1 января власти Ялты решили, что ТКО может вывозить только ООО «Альтфатер-Крым» (региональный оператор — прим. ред.). Но договора с «Артеком» у компании нет — МДЦ не является жилым помещением, а потому может заключить договор с фирмами без лицензии ТКО. Но после жалобы в природоохранную прокуратуру лагерь заключил договор с монополистом.
«На территорию самого лагеря нас не запустили. Объяснили это отсутствием оборудованных контейнерных площадок», — рассказали в «Альтфатер-Крым». Компания получила только 11 точек из более чем 50-ти. Остальные так и продолжает обслуживать «Славянская гавань».
В апреле «Альтфатер» вывез всего 394 м3 ТКО, за май — 443 м3.
«У нас есть разные категории мусора. То, что не может вывозить «Альтфатер», вывозят остальные подрядчики. У нас нет понятий «за пределами лагеря» — вся территория МДЦ «Артек». «Альтфатер» занимается вывозом исключительно ТКО», — рассказал первый зам директора «Артека» Александр Косых.
В МДЦ подтвердили реальность всех цифр, так как основная масса вывозимого мусора — отходы производства и потребления и крупногабаритные отходы, которые остаются после обслуживания территории: обрезка деревьев, строительный мусор.
«Раньше мы не задумывались над тем как называются отходы, хранящиеся в контейнерах — ТКО или ОПП, поэтому вывозили все подряд как ТКО. В этом году появился термин «раздельный сбор». Поэтому мы работаем над тем, чтобы установить контейнеры для разных категорий отходов», — добавил Косых.
В «Альтфатере» заверили, что неоднократно предлагали «Артеку» установить контейнеры под раздельный мусор, но получали отказ.
«При вводе раздельного сбора за счет сортировки мусора сократились бы объемы вывозимых отходов, а, следовательно, снизилась бы и оплата — примерно на 30%», — пояснили в компании.
«Действительно, большую часть составляет крупногабаритный мусор, у них постоянно ведутся ремонтные работы. Там (в договоре — прим. ред.) такая формулировка: вывоз отходов производства и потребления, включая крупногабаритные, поэтому две трети (вывозимого — прим. ред.) составляют именно крупногабаритные отходы, остальное ОПП. Почему (вывозимый мусор — прим. ред.) не (является — прим. ред.) ТКО должны объяснять экологи «Артека», — рассказала директор «Славянской гавани» Марина Анисимова.
Размеры автопарка «Славянской гавани» не сообщили, однако уточнили, что иногда компания не справляется с вывозом самостоятельно и приходится нанимать подрядчиков.
«Это не запрещено законом. Ни одна фирма, вывозящая крупногабаритный мусор, самостоятельно не сможет справиться с такими объемами, поэтому у нас есть компаньоны», — пояснила директор. Она также отметила, что в природоохранной прокуратуре предоставили неактуальные данные, — «В этом году мы точно там не работали, возможно, это (данные за — прим. ред.) предыдущие годы».
Талипов считает, что заменой аббревиатур подрядчик скрывает реальное количество отходов, оплачиваемых из госбюджета.
«Это схема ухода от прямого учета мусора. Если бы прокуратура захотела проверить реальные объемы, они бы не проверяли по актам выполненных работ, а занялась бы актами приема мусора на самих полигонах, подняла бы данные ГЛОНАСС, но этого никто не делает, видимо, нет заинтересованности», — подчеркнул общественник.
Мнение Талипова поддержали и в ялтинском ОНФ.
«По лицензии «Артек» занимается отдыхом и лечением детей. И вдруг с 2019 года лагерь больше не показывает ТКО, а меняет паспорта отходов на ОПП, что соответствует промышленности. Идет подмена паспортов, сделанная, чтобы уйти от территориальной схемы обращения с отходами, принятой Советом министров Крыма», — считает эколог организации Дмитрий Тихонов.