Фильм Андрея Кончаловского «Рай» о русской аристократке, оказавшейся в концлагере во время Второй мировой войны, выдвинут от России на премию «Оскар»

© РИА Новости /Геннадий Авраменко

Фильм Андрея Кончаловского «Рай» о русской аристократке, оказавшейся в
концлагере во время Второй мировой войны, выдвинут от России на премию
«Оскар» в понедельник, 19 сентября, на заседании российского
оскаровского комитета во главе с режиссером Владимиром Меньшовым,
сообщает РИА «Новости».

ТАСС режиссер прокомментировал решение комитета так: «Ну что же, я не
знаю, спасибо коллегам. Это как-то все мимо меня проходило. Ну что же,
хорошо, надо соглашаться».

«Рай» был не единственным претендентом, но за него проголосовали
большинство членов комитета из 15 человек. «Обсуждали несколько
вариантов — были голоса за «Ученика» Кирилла Серебренникова, «Экипаж»
Николая Лебедева и «Милого Ханса, дорогого Петра» Александра Миндадзе.
Но за «Рай» было отдано голосов больше, чем в совокупности за все
остальные картины», — рассказал «Известиям» продюсер,
член оскаровского комитета Александр Роднянский.

Он объяснил решение сочетанием трех факторов: «У Кончаловского
— «Серебряный лев» за режиссуру. Это очень хорошая платформа. Второе —
нужна очень хорошая западная пресса: у «Рая» она отличная. Третье — у
Кончаловского большое международное имя, он крупная фигура. Это очень
достойный кандидат от России. На данный момент не может быть лучше».

В главной роли в «Рае» снялась жена режиссера Юлия Высоцкая. Ее
героиня Ольга, помогавшая французскому Сопротивлению и спасавшая
еврейских детей, оказывается в плену у фашистов. В картине есть два
влюбленных в нее героя — любитель Чехова, француз-коллаборационист
Жюль и высокопоставленный немецкий офицер СС Хельмут. Их сыграли
Филипп Дюкен и Кристиан Клаусс. В фильме также снимались Виктор
Сухоруков, Петер Курт и другие известные актеры.

«Ольгу арестовывают за то, что она прячет от нацистской облавы
еврейских детей, — рассказывается в синопсисе. — Ее дело ведет Жюль.
Он увлекается ею и в обмен на интимные отношения, кажется, готов
смягчить участь заключенной, но этому не суждено случится. Призрачная
надежда на свободу сменяется жестокой действительностью — Ольга
попадает в немецкий концлагерь. Здесь она встречает Хельмута, который
когда-то в прошлом был безнадежно влюблен в нее. Между ними
завязываются странные, болезненные отношения. Нацисты уже близки к
поражению, и Хельмут решает спасти Ольгу из концлагеря и бежать с ней
в Южную Америку. Ольга, утратившая надежду на свободу, соглашается, но
в последний момент осознает, что ее представление о рае изменилось».

Фильм снят в черно-белом цвете, история разворачивается как серия
интервью с главными героями, перебивающаяся реконструкциями описанных
событий. «Фильм напоминает попытку соединить отдельные эпизоды,
найденные куски пленки, где не все элементы сюжета были обнаружены,
одним из важных элементов языка являются монологи-исповеди
персонажей», — говорится на сайте Кончаловского.

Режиссер рассчитывает, что зрителю будет «не так легко понять, кто
хороший, а кто плохой» в его фильме. В интервью НТВ, рассуждая о
своей картине, режиссер отметил, что это фильм «о соблазне зла».»Мы же
очень часто начинаем дело, а потом оно оказывается недобрым, и мы
говорим: мы не знали. Но более искренние и отважные люди говорят: да,
я знал, что это будет зло. Зло же очень часто выглядит как добро.
Очень часто самые страшные вещи делаются с абсолютным убеждением или
под предлогом того, что делается добро. Например, установление
демократии в Ливии, или в Сербии, или в Ираке. Это очень благородная
мысль — права человека, личности, демократия, а что в результате? Это
случается очень часто в истории человечества, когда зло выглядит как
добро и очень соблазнительно».

«Вторая мировая война — пример того, как целая нация «провалилась» в
зло, — объяснил «Известиям» выбор темы фильма Андрей Кончаловский. —
Идея Нового мира в равной мере захватила умы пекарей, учителей и
представителей знатных фамилий. Если бы зло не рядилось в красивые
одежды, не так рьяно все кидались бы в этот омут, в эту мутную реку.
Но чтобы зло было соблазнительным, оно не должно выглядеть как зло. И
тогда можно обнаружить, что идея устранить целую нацию не только
допустима, но кажется единственно возможным решением: «Да, я служу
злу, потому что в результате это будет добро».

На 73-м Венецианском международном кинофестивале в начале сентября «Рай»
получил «Серебряного льва» за режиссуру. Премьера картины состоялась 8 сентября 2016 года в рамках основного конкурса Венецианского
кинофестиваля.

Добавить комментарий