Москва, 04.04.2023, 14:07:32, редакция FTimes.ru, автор Инна Бервено.
Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой, церковь отмечает вхождение в Иерусалим Иисуса Христа. В память именно об этом событии и появилась традиция у всех христиан освящать украшенную вербу в храме. Но почему вербу?
В этом году Вербное воскресенье мы отмечаем 9 апреля. Именно с этого дня начинается Великая Неделя или Страстная седмица.
9 апреля мы будем праздновать день памяти торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим, описанного всеми четырьмя Евангелистами.
Жители города встречали Спасителя, держа в руках пальмовые ветви или по-гречески «ваий», именно поэтому Вербное Воскресенье иногда называют Неделя Ваий, в России же экзотическую пальму заменили на привычную всем вербу. Ранее Ftimes.ru писал о том, можно ли освятить вербу дома самому в Вербное воскресенье.
Радостные жители выстилают путь Иисуса Христа своими одеждами и пальмовыми ветвями, встречая Его восклицаниями:
«Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9).
По какой причине Вербное воскресенье называют пальмовым
Вход Господень в Иерусалим традиционно называют Пальмовым (в западной традиции) или Вербным (в православии) воскресеньем. В этот праздник вспоминают, как сын божий Иисус Христос пришел вместе с учениками в Иерусалим накануне главного еврейского праздника Песах, отмечаемого в память исхода из Египта.
Во времена Христа Иудея находилась под властью Римской империи, и люди ожидали прихода избавителя от порабощения, который в иудейской традиции называется мессия (спаситель). Весть о чудесах, совершенных Иисусом накануне — в Лазареву субботу (самое главное из которых — воскрешение праведного Лазаря) — достигла Иерусалима. Поэтому люди решили, что Иисус и есть мессия. Они приветствовали его как царя, радостно махали пальмовыми ветвями и устилали ими путь ослика, на котором Иисус въехал в город.
Отсюда и возникло название праздника — Пальмовое воскресенье. Восточное название — Вербное воскресенье — в честь вербы (народное название некоторых видов ивы), пушистые почки которой символизируют начало весны.
Католический праздник в честь этого события символизирует признание Иисуса Христа спасителем (мессией), а также вход человека в рай.
Понятно, что на Руси не было пальм, поэтому нужно было найти альтернативу, чтобы соблюсти символику христианства.
Верба издавна на Руси олицетворяла весну, обновление, к тому же в этот период она цветет. Славянская символика вербы совпала с событиями из писания. Именно поэтому вербу выбрали как религиозный символ. Вербная неделя (или Пёстрая), есть варианты «Вербич» и «Вербица».
Суббота, кстати, перед Вербным воскресеньем, тоже праздник, в который ведутся основные приготовления. Ее называют Лазаревой, так как Христос в этот день воскресил Лазаря. С этим праздником связывают идеи человеколюбия и милосердия. Поэтому раньше, века три назад, после крестного хода священник принимал у себя нищих и калек. Их с большим почтением потчевал, омывал им ноги и дарил милостыню.
Примерно с XIX в. празднование заметно упростилось. Освященной вербой, конечно, уже волшебной, утром в праздник старшие (слегка) били своих детей, приговаривая: Верба красна, бей до слез, будь здоров! Веточки после не выбрасывали, а хранили весь год.
Что делать с ветвями пальмы
В западной традиции, как и в православии, верующие стараются сохранить освященные ветви пальмы до следующего года. На следующий год перед постом ветви сжигают, чтобы сделать из них пепел, который наносят верующим на лоб в Пепельную среду.
Православные традиции Вербного воскресенья внешне несколько отличаются от западных, но суть этого общехристианского праздника остается для всех единой.
Современные обычаи
Раньше женщины Греции верили, что растения несут в себе силу, дающую плодородие. Именно поэтому появился такой обычай, как бить друг друга пальмовыми ветвями, как бы загоняя плодородие из растения в человека. Этот обычай соблюдали, как правило, только что вышедшие замуж девушки, но вскоре он распространился и на других женщин.
В других районах Греции, щедро раздавая друг другу удары пальмовыми ветвями, особо «охаживали» беременных, так как считалось что это поможет им безболезненно разрешиться от бремени.
Многие годы девушки делали из листьев пальмы, которые давал священник в церкви, венки, а затем опускали их в реку. Обладательница самого «быстрого» венка приглашала остальных подруг к себе в дом на угощение.
Вербное воскресенье в народных традициях
К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.
«Вербная неделя, или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.
В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!» В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова»… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».
Читайте также: Разрешает ли церковь в Вербное воскресенье убираться на кладбище.