Москва, 05.02.2021, 06:40:01, редакция FTimes.ru, автор Оксана Обадовская.
Писатель и революционер, Владимир Киршон имел неоднозначную славу. Его имя не кануло в лету благодаря Эльдару Рязанову. В фильме «Ирония судьбы…» дважды звучит знакомая всем с детства песня — “ «Я спросил у ясеня, где моя любимая». Автор поэтических строк уже почти забыт, а ведь, прожив недолгую жизнь, он снискал “славу стукача”, талантливого драматурга и был казнен, хотя долгое время считался “любимчиком” власти.
Его пьесы были поставлены в Америке, Японии, Германии, но в то же время получили «тонны» критики. Он сражался в рядах Красной Армии, в 18 лет вступил в коммунистическую партию, а в 35 был казнен по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Жизнь Киршона наполнена массой событий. Занимая руководящие должности в сфере искусства и писательства, он имел влиятельных друзей. Однако, благодаря своей «любви» к доносам, имел немало и недругов.
Сражения и начало творческого пути
Владимир Киршон родился в семье революционеров. Оба его родителя активно участвовали в борьбе с большевиками, и сын пошел по их стопам. Окончив Кисловодскую мужскую гимназию, он в тот же год вступил в отряд красных партизан. В составе отряда сражался под Владикавказом. Однако когда белая гвардия начала брать верх, вернулся в тыл. Вскоре, получив удостоверение члена коммунистической партии, занялся получением высшего образования.
Во времена обучения Киршон ступил на путь написания пьес и песен. Все его работы несли агитационный характер. Поступив на работу заведующим совпартшколы, продолжал творческую деятельность. Все его тексты несли четкий комсомольский отпечаток.
Почему Киршона считали «стукачом»
Помимо написания текстов и сценариев, Киршон начал заниматься организаторской деятельностью. В 21 год он создал ростовскую Ассоциацию пролетарских писателей. Вскоре принял участие в зарождении Всероссийской ассоциации пролетарских писателей. Там он занял должность секретаря и одного из редакторов.
Заняв административную должность, Владимир нашел “истинное призвание” в доносах, их он сочинял с завидным усердием. Посылал не куда нибудь, а самому “товарищу Сталину”. Красочно описывал все “грехи” писателей: Вениамина Каверина, Михаила Зощенко, Алексея Толстого, Михаила Пришвина. Булгакова невзлюбил основательно, объявив его “классовым врагом”, “поддерживающим буржуазное крыло драматургии”. Михаил Булгаков воссоздал образ своего идейного противника в романе “Мастер и Маргарита”, Киршон “остался” в истории литературы Иуды.
Интересно, что этот общественник даже не скрывал содержания доносов, он выступал на собраниях, в красках описывал, о каких ошибках коллег уже доложено высокому начальству. Это было «в духе времени» — прорабатывать «заблудившихся» товарищей. Зловещей иронией оказались его слова, произнесенные с трибуны XVI съезда ВКП(б) в июне 1930 года.
«За такие оттенки философии надо ставить к стенке!» — громогласно произнес Киршон в адрес философа Алексея Лосева, только к «стенке» поставили его самого.
Он свято верил в то, что его оценка творчества советских писателей — непогрешимая истина, к тому же он надеялся, что даже Сталин прислушивается к его словам. Его письма к ”вождю” содержали не только доносы, часто он просил “дать пролетарскую оценку” его пьесам. Такая “дружба” с руководством страны не спасла его от печальной участи.
Крайности в его суждениях сформировали неоднозначное мнение о Киршоне, как о человеке. Многие современники, не поддерживающие столь категоричных взглядов, не хотели иметь с ним общих дел. Однако благодаря своему складу характера и изворотливости, Киршон оставался на руководящих должностях на протяжении всей карьеры.
Слава и критика
Свою самую знаменитую пьесу, «Константин Терехин«, Киршон написал в соавторстве с Успенским. Под названием «Ржавчина» она стала первой работой советских авторов, которую поставили на американской сцене. Успех был ошеломляющим — вместо 3 запланированных показов пьесу ставили 65 раз. Кроме того, «Ржавчина» была показана в Японии, Франции и Англии.
Но она не была единственным произведением Киршона. Он продолжал писать пьесы, придерживаясь классицистски единой структуры драмы. Все его произведения имели одинаковую политическую схему, наполненную драматическим акцентом. Это приводило к критическим отзывам, так как пьесы по подобному стандартному макету имели спорную художественную ценность.
Опала и расстрел
Все началось с ареста Генриха Ягоды — наркома внутренних дел Советского Союза. После него личности, бывшие с Ягодой в близком контакте, попали под подозрение и пристальное внимание властей. Буквально через месяц после ареста Генриха, Киршон потерял свое место в составе правления Союза писателей, а еще через пару месяцев оказался арестован. Несмотря на попытки доказать свою невиновность в контрреволюционных действиях, был приговорен к казни. Приговор был приведен в исполнение 28 июля 1938 года.
Спустя 17 лет был помилован. В наши дни самым известным его произведением является стихотворение «Я спросил у ясеня». Вот уже много лет подряд новогоднее настроение в наши дома приходит вместе с песней, которую закоренелый холостяк Женя Лукашин поет случайной знакомой, и сложно поверить, что автором этих проникновенных строк был идейный «стукач».