14:58, 16 мая@Seldon.News#Политика
Telegram-канал вице-спикера Совета Федерации Константина Косачева
Как известно, термин «недружественные иностранные государства» прочно вошел в политический обиход и стал легальным определением, получившим распространение в российском законодательстве.
В основе подобной таксономии лежит критерий занимаемой политико-правовой позиции, которой следуют те или иные страны (группы стран) по отношению к Российской Федерации.
Однако, если перечень «недружественных стран» утвержден в соответствующем распоряжении Правительства РФ, то никакого перечня условно «дружественных» стран не существует.
Юридически это означает, что все те страны, которые не фигурируют в перечне недружественных стран, как бы презюмируются дружественными, что не всегда соответствует действительности.
С учетом обновленной Концепции внешней политики России можно подумать над тем, чтобы в России был предусмотрен перечень условно «дружественных» (или – «конструктивно настроенных» иностранных государств), а также перечень нейтральных стран, которые, по сути, занимают «выжидательную» позицию, с одной стороны — опасаясь вторичных санкций Запада, но с другой – желающие вести взаимовыгодный бизнес в России и вместе с Россией.
Для чего это нужно? Смысл подобной таксономии вовсе не в том, чтобы кого-то «очернить», а других на их фоне «обелить». С моей точки зрения, это необходимо для формирования особого правового режима внешнеэкономической деятельности.
Фактически речь идет о том, чтобы на принцип национального режима (к чужим, как к своим) в полной мере могли рассчитывать только партнеры из конструктивно настроенных стран; нейтральные государства (до тех пор, пока они не определятся и не перейдут в разряд дружественных или недружественных) могли бы пользоваться режимом наибольшего благоприятствования и недискриминации; а все остальные, недружественные, оставались бы «за бортом», то есть существовали в рамках режима ограничительных мер. Строго говоря, такая позиция соответствует обязательствам России в ВТО. Напомню, что эти режимы предусмотрены правилами ВТО, а статья XXI ГАТТ позволяет вводить правомерные ограничительные меры по соображениям чрезвычайности международных отношений.
Полагаю, что это было бы справедливым решением, которое соответствует нашим национальным интересам.
Темы: Политика