14:30, 27 декабря@Seldon.News#Политика
Telegram-канал вице-спикера Совета Федерации Константина Косачева
Сегодня вступил в силу Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 2023/2675 о защите ЕС и его государств-членов от экономического принуждения со стороны третьих стран. Документ примечательный как по форме, так и по содержанию. И феноменально наглый, добавлю, хотя наглости западников давно уже пора перестать удивляться.
Отправной точкой для его разработки послужило решение властей Литвы открыть так называемое представительство Тайваня в Вильнюсе. Это образование не является государством, не обладает международной правосубъектностью, а значит не может иметь дипломатических представительств за рубежом в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года. Разумеется, это вызывало обоснованную критику Китая, который ввел торговые ограничения, затронувшие интересы ЕС.
И все бы хорошо, если бы возмущение Евросоюза такими действиями Китая было обосновано их односторонним, беспрецедентным и неправовым характером. Ан нет. Ведь односторонние санкции Евросоюза (против того же Китая, но не в последнюю очередь и нашей страны) стали уже притчей во языцех.
В принятом Регламенте можно обнаружить вот такие забавные (для ЕС!) формулировки: «международные отношения должны строиться в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства…ни одно государство не может использовать или поощрять применение экономических, политических или любого другого вида мер для принуждения другого государства с целью добиться от него подчинения осуществлению своих суверенных прав и обеспечить себе преимущества любого рода, что отражает обычное международное право и, таким образом, является обязательным…».
Россия и другие страны мирового большинства на протяжении многих лет указывали ЕС на неправомерность давления с помощью санкций, в особенности — экстерриториальных. И вот теперь это понимание закреплено в Регламенте ЕС, имеющем силу закона. Означает ли это, что европейские институты отменят свои санкции и извинятся перед всем миром? К сожалению, нет. Этот Регламент — очередной пример двуличия и правового цинизма.
С принятием Регламента при возникновении спорной ситуации в международной торговле или в сфере инвестиций вместо соответствующих международному праву способов урегулирования (например, в арбитраже или ОРС ВТО) Европейская комиссия будет прибегать к своим привычным методам: шантажу и угрозам (по тексту Регламента — «сдерживание» и противодействие»).
Документ имеет рамочную правовую природу, а значит — вскоре мы увидим всё новые и новые пассажи. Так, в Регламенте особо оговаривается, что «целесообразно установить правила о происхождении товаров или услуг и о национальной принадлежности поставщиков услуг, инвесторов и обладателей прав интеллектуальной собственности для целей определения ответных мер Союза». Что это, как не дискриминация?
Всё указывает на то, что принятый Регламент направлен против России и Китая как главных глобальных конкурентов ЕС в сфере внешнеэкономической деятельности.
Принятие такого Регламента свидетельствует о том, что ЕС в настоящее время слаб как никогда. В результате своей санкционной политики он потерял не только дешевые энергоресурсы из России, но и продолжает порочить свою собственную деловую репутацию, не выдерживает конкуренции на международных рынках. Европейским бюрократам, напринимавшим тысячи незаконных санкций, самим потребовалась защита от правомерных контрмер других государств.
Как тут не вспомнить «Золотое правило этики», приписываемое Иммануилу Канту — «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Действия Евросоюза в санкционной сфере — прямая противоположность этому правилу, и не надо ничему удивляться.
А нам в России, равно как и в среде государств, подверженных санкционному давлению Запада, следовало бы внимательно изучить сегодняшний опус Евросоюза и взять из него на вооружение все «золотые правила», которые и смогут принудить Запад следовать общемировому и общепринятому порядку.
Темы: Политика