16:24, 19 апреля@Seldon.News#Политика
Telegram-канал вице-спикера Совета Федерации Константина Косачева
В последнее время много дискуссий и, что важнее, практических решений об избавлении России от долларовой зависимостей и от западных мессенджеров. И там, и там — во главе угла тезис о ненадежности и вероломстве американцев и прочих натовцев, злоупотребляющих своей монополией на валюту и на информацию.
Однако есть ещё один крайне серьезный юридический аргумент в пользу дистанцирования от американских «достижений цивилизации», о котором многие либо не знают, либо не задумываются.
Дело в том, что использование и доллара США, и почтовых серверов/мессенджеров с американской «пропиской» может легко стать основанием для уголовного преследования из-за океана.
Юристам хорошо известно, что механизм экстерриториального действия законодательства США основывается на так называемом принципе «минимального контакта» или «длинной руки» (long-arm statutes). Это, в свою очередь, приводит к установлению американской юрисдикции для преследования ЛЮБЫХ физических и юридических лиц из ЛЮБЫХ стран.
Для такого преследования до сих пор было необходимо наличие реальной связи правоотношения с территорией США (например, ведение бизнеса в этой стране). Но с некоторых пор американцы постоянно понижают порог для применения этого принципа, делая свою юрисдикцию просто-напросто опасной с точки зрения правовых рисков. В последние годы даже сам факт использования в международных сделках доллара США, равно как и проведение расчетов через американские банки, является достаточным основанием для распространения на участников таких сделок юрисдикции США с возможностью применять против неугодных лиц различные санкции: от штрафов до тюремного заключения.
Еще более опасными в глобальном масштабе являются попытки устанавливать критерий «минимального контакта», когда человек просто использует американские социальные сети. В этой связи показательны нормы Закона США «О правомерном использовании данных за рубежом» (Cloud act 2018). В этом акте есть два ключевых положения, облегчающих доступ правоохранительным органам США к персональным данным: 1) возможность властей обязать сетевиков выдать персональные данные пользователей по всему миру; при этом сами IT-компании не могут отказать в предоставлении данных, даже если это запрещено законодательством другой страны; 2) возможность президента США и генпрокуратуры США запросить информацию в других странах в рамках особых соглашений по обмену данными; закон позволяет инициировать заключение таких соглашений с любыми странами даже без одобрения Конгресса, то есть скрытно.
Любой участник ВЭД может попасть под действие и других законов США, имеющих экстерриториальный эффект: Закон о борьбе с терроризмом 2001 года (Patriotic act), Закон о сохраненных проводных и электронных сообщениях (Stored Communications Act), Закон о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act) и др.
Иными словами: осуществили сделку (неважно с кем) в долларах и/или даже только договорились о такой сделке через сервер с расширением .com — вы попали в сети. Причем не в рыболовные. Американская юрисдикция стала опасной юридической ловушкой в глобальном масштабе. Вот почему столь важно вместе с союзниками и партнерами проводить политику на укрепление собственного суверенитета, заблаговременно разрывая опасные и непредсказуемые зависимости от США с их экстерриториальностью карательной системы.
Темы: Политика