ОбществоЭффект якоря
Добромир10.10.20200
Если спросить каждого из нас, как мы принимаем решение или выносим суждение по какому-нибудь важному вопросу, то в большинстве случаев последует что-нибудь вроде «я сначала рассматриваю ситуацию со всех сторон, рационально всё обдумываю и только потом решаю».
Но тут кроется большое заблуждение. На самом деле, даже самые «обдуманные» и «взвешенные» решения далеко не так рациональны, как нам кажется. Виноват в этом психологический феномен под названием «эффект якоря».
Суть этого эффекта заключается в том, что первое впечатление накрепко заседает в нашем мозгу и становится своего рода «отправной точкой» для всей последующей информации, получаемой по тому же самому поводу.
Во время эксперимента, проведённого с целью изучения эффекта якоря, исследователи попросили две группы добровольцев прикинуть, сколько африканских стран представлено в ООН. Для первой группы вопрос был сформулирован так: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65%?», для второй чуть иначе: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 10%?». Затем людей просили назвать своё предположительное число. В результате в первой группе были названы более крупные числа. То есть на их суждение явно повлияло выдуманное и навязанное число-якорь (65 % и 10 %).
Нам всем нужен ориентир, точка отсчёта, на которую можно опереться. И когда мы не знаем точного ответа, то хватаемся за первую «соломинку», до которой можем «дотянуться». Этой нашей слабостью вовсю пользуются разного рода торговцы.
Если вы, скажем, собираетесь покупать машину, то на ваше мнение о том, насколько «разумна» её цена повлияет вовсе не то, как дорого она обошлась компании-производителю или сколько она стоила продавцу. Как бы вы ни старались рассуждать объективно, для вас её цена будет «привязана» к первому предложению продавца, даже если оно окажется совершенно нереальным. И стоит продавцу немного снизить цену, она уже не покажется вам такой уж «кусачей», хотя от действительно реальной она может быть всё ещё очень далека.
Рестораны тоже пользуются этим эффектом: вы раскрываете меню и первым делом видите невероятно дорогое блюдо, которое ни за что, конечно же, не будете заказывать. Ресторану этого от вас и не нужно — цена этого блюда выполняет функцию «якоря». Зато цены на все последующие блюда покажутся вам вполне приемлемыми, и вы будете гораздо щедрее.
Самое любопытное, что потом эту «отправную точку» не сдвинуть никакой силой: эффект якоря действует даже в том случае, если вы о нём знаете или первые сведения совершенно абсурдны.
Согласны с этим?
Я вот точно знаю, что очень много моих результатов выбора чего нибудь — это первое, что мне попалось. Рассмотрение потом кучи вариантов все равно возвращает меня к первому варианту и он остается выбранным. Конечно же у меня при этом куча аргументов, что он самый лучший. Но, может быть так и есть 🙂
Источник