Спектакль Театра оперы и балета собран по уникальному сценарию
На большой сцене театра им. Глинки состоялась премьера оперетты «Марица». Произведение Имре Кальмана поставил приглашенный режиссер Василий Заржецкий. Вы уже видели его работу — именно он в челябинском театре сделал красочный мюзикл «Алиса в стране чудес».
«Марица» — оперетта со столетней историей. Ее заслуженно называют самой венгерской в творчестве Кальмана, за музыкальные акценты, обилие национальных танцев и народный «привкус» каждого персонажа.
Напомним сюжет. В некогда богатую усадьбу приезжает новая владелица — графиня Марица. Она устала от назойливых поклонников и выдумывает себе жениха, взяв его имя с первого попавшегося рекламного объявления. Управляющим в усадьбе служит Тассило — сын разорившегося владельца поместья. Между героями возникает неприязнь, которая потом перерастает в глубокие чувства. И тут приезжает тот самый «жених» — он о своей помолвке прочитал в газетах.
Между прочим новая челябинская «Марица» — произведение уникальное. Режиссер взял несколько сценических версий, соединил разные переводы, убрал некоторые сцены и вывел на первый план именно историю любви. Так, задорная венгерская оперетта превратилась практически в мелодраму!
И знаете, этот ход работает. Пока на сцене залихватски танцуют чардаш, кружатся с цыганами, стреляют пробками от шампанского и перебрасываются колбасой — ты сидишь в зале и слабо веришь в реальность происходящего. Но стоит погрузиться в волны любви, как история сразу становится очень даже личной. В конце концов, трудно пуститься в это безудержное опереточное веселье без львиной доли страсти. И вот уже вместе с Марицей ты рвешь письмо, с колбасным королем Зупаном под руку перебираешь гирлянду сосисок, и сидишь с Тассило на ступеньках бывшей своей усадьбы…
Сама усадьба, кстати, хороша. Красивые колонны на входе, массивные каменные стены, от которых веет прохладой. И божественные оттенки закатного солнца на заднике. Сценическое оформление идеально подходит для любовной истории, чтобы все присутствующие буквально купались в теплых лучах счастья.
Действие разворачивается стремительно. Вот статная и звонкая Марица (Наталия Быстрик, Гузелья Шахматова или Наталья Даренских) в свадебной шляпке и жокейском костюме прибывает в усадьбу. Тут уже Тассило (Артур Андриасян) танцует с цыганами, скромная Лиза (Эльвира Авзалова) заглядывается на Зупана, а сам этот «поросячий король» (Алексей Пьянков) собирается «насвинячиться», потому что графиня его обманула еще до свадьбы.
Каждое движение — живое, нет ни единой статичной сцены. И боже, какой труд брать высокие ноты, вовремя обрывать паузы, шутить и танцевать при этом! А солисты оперного театра словно и не чувствуют усталости. Что это, энергия чардаша, сила любви или мощная поддержка оркестра под руководством Евгения Волынского? «Марица» полна юмора, который помогает еще больше приблизить события к зрителю. Попробуйте не смеяться при виде Зупана, короля свиней. Или не притопывать ногой в такт во время шумных танцев.
И не так важно, какой состав вы увидите, соло и дуэты одинаково проникновенны. А главное преимущество «Марицы» — оперетта исполняется на русском языке и часть действия переведена в житейские диалоги. И когда история становится очень понятной — в ней гораздо легче найти себе местечко. Да хотя бы среди миманса или хора на подпевке — знай себе, танцуй, размахивай юбкой, да присвистывай. «Эй, цыган, громче играй!» ©