ОбществоБудет ли отстранение от работы с 15 ноября 2021 года для тех, кто не привился Добромир14.11.20210
Требование об отстранении россиян от работы за отказ прививаться от COVID-19 (в тех отраслях, где вакцинация по постановлению властей является обязательной) вызвало серьёзные разногласия среди представителей бизнеса и юристов. Такая мера, напомним, может коснуться работников городских компаний уже 15 декабря. С этого дня без вакцинации хотя бы 80% сотрудников не смогут работать рестораны, курьерские службы, объекты розничной торговли, организации сферы образования и т. д.
Поскольку прививка от COVID-19 включена в общероссийский календарь прививок, руководство ряда субъектов РФ обязало руководителей компаний в «рискованных» сферах деятельности отстранять работников, которые не сделали прививку.
Кого не допустят к работе с 15 ноября
В Сети появилась информация о том, что в Санкт-Петербурге с 15 ноября к работе не допустят сотрудников, которые не имеют сертификата. Такая мера может коснуться работников городских компаний. Без прививки хотя бы 80% сотрудников не смогут работать рестораны, курьерские службы, объекты розничной торговли, организации сферы образования и т. д.
В условиях опасной эпидемиологической обстановки все работодатели должны выполнять и проводить санитарно-профилактические мероприятия, в том числе прививки, как того требует федеральный закон (№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999, ст. 11 и ст. 29 соответственно).
Однако, если у работника есть уважительная причина не вакцинироваться, то его нельзя не допускать к работе. Такой сотрудник должен принести своему работодателю медицинскую справку от врача о том, что ему противопоказана прививка. Важно помнить, что пункт 1 статьи 5 федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ предусматривает, что сотрудник имеет право отказаться от коронавирусной вакцинации. Работодатель не имеет права заставить работника прививаться.
Какие документы указывают на возможность отстранять от работы невакцинированных сотрудников
Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:
- в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);
- в письме Минтруда России от 23.07.2021 № 14-4/10/П-5532 «О направлении разъяснений Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных» с рекомендациями действий для работодателей (далее — Совместные разъяснения).
Норма закона
Нормативный актПрививка от коронавируса внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
- Приказ Минздрава России от 09.12.2020 № 1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н»;
- Приложение № 2 к Приказу Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»*
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ.
Статья 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 11.06.2021)**В соответствии с постановлениями главных государственных санитарных врачей в субъектах РФ работодатели обязаны организовать проведение профилактических прививок от коронавирусной инфекции для своих работников.
Постановления главных государственных санитарных врачей более чем 40 субъектов РФ***Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника […] в других случаях, предусмотренных […] другими федеральными законами […] РФ.
Часть 1 ст. 76 ТК РФОтсутствие профилактических прививок влечет: […] отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (Пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ).
Пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ
Разъяснения Минтруда
Минтруд России в своем новом письме пояснил, что указанные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 августа 2021 г. № 14-2/ООГ-7691).
В письме Минтруда России также сообщается, что вопросы, связанные с проведением вакцинирования против COVID-19, регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере, является Роспотребнадзор, туда и направлено соответствующее обращение.
Источник